Защита Прав предпренимателей


20.11.2015  Сибирские бизнес-омбудсмены предложили корректировки в «Стратегию развития малого и среднего предпринимательства»
01.06.2014  Заместитель мэра Иркутска рассказал о приоритетных направлениях поддержки предпринимателей
10.02.2014  Медведев проведет совещание о мерах поддержки малого и среднего предпринимательства.
20.11.2015  Бизнес-омбудсмен Приангарья помог торговой фирме вернуть деньги за судебные расходы
20.06.2014  Бизнес-омбудсмен добился прекращения незаконных проверок частного детсада в Тайшете
01.06.2014  В Нижнеилимском районе нарушалось законодательство о защите прав субъектов малого и среднего бизнеса
20.11.2015  Иркутск готовится к введению тотального контроля на алкогольном рынке
19.11.2015  Около 200 предпринимателей примут участие во всероссийском совете директоров в Иркутске
06.11.2015  Конкурс на предоставление субсидий на создание собственного бизнеса


     
» Главная / Безопасность бизнеса
Законопроект против рейдеров оказался слишком мягким

Безопасность бизнеса


Общие положения

Одним из критических моментов предпринимательства является его определение как зоны риска. Предпринимательству при существующей неразберихе в законодательстве сопутствуют также такие общественные явления, как организованная преступность, рэкет, чиновничье мздоимство.
 
Изучение проблемы показывает, что существующие государственно-правовые механизмы, традиционные методы обеспечения экономической безопасности оказываются в нынешней ситуации мало эффективными и даже неприемлемыми для организации защиты законных интересов предпринимательства.
 
В числе причин и условий неудовлетворительного состояния безопасности предпринимательства отмечается пробельность и противоречивость предпринимательского права, отсутствие необходимой корректировки законодательства, организационная слабость механизмов согласования интересов государства и предпринимателей, несовершенство института страхования предпринимательских рисков, отсутствие квалифицированного юридического консультирования.
 
Самое главное - у государства отсутствует потребность в развитии цивилизованного отечественного предпринимательства и его защите. В сфере безопасности должен работать своеобразный, глубоко структурированный рынок услуг. При этом меры, которые могут быть приняты по непосредственной защите предпринимателя от тех или иных угроз, безусловно, необходимы, но не являются единственной гарантией его безопасности. Поэтому «рынок» безопасности по большому счету должен включать и другие гарантии, связанные со стабильностью отношений и обеспечением условий развития предпринимательства. Каждая из этих гарантий требует дальнейшей законодательной конкретизации.

Принципы формирования системы безопасности предпринимательства

  1. Деятельность правоохранительных органов и общественных институтов, используемые ими методы и средства, их юридический статус и порядок взаимодействия должны быть определены законом, положения которого можно было бы трактовать однозначно.
  2. Подотчетность сил правопорядка и общественных институтов, принимающих участие в защите предпринимательства только законодательной и исполнительной властям, привнесение в их деятельность принципов открытости, запрещение всех форм работы, которые идут в разрез с законодательством.
  3. Деятельность системы органов правопорядка и общественных институтов должна осуществляться под парламентским, правительственным и общественным контролем.
  4. Одной из важнейших задач органов правопорядка и общественных институтов является информационная работа, направленная на информирование об особенностях криминогенной обстановки заинтересованных официальных инстанций, предпринимателей, ассоциаций и служб экономической безопасности и т.д. При этом речь идет, прежде всего, о доведении до них сведений об угрозах, которые ожидают российское предпринимательство. К ним относятся:
    • стремление преступных элементов за границей и недобросовестных иностранных бизнесменов использовать внешнеэкономические связи в ущерб интересам отечественных предпринимателей, а также попытки сознательного обмана их недобросовестными зарубежными конкурентами и партнерами в ходе совместного предпринимательства;
    • незащищенность цивилизованной коммерческой деятельности от негативного воздействия организованной преступности в России;
    • усиление произвола коррумпированных чиновников в управленческих структурах российского государства.
  5. Система безопасности отечественного предпринимательства должна обеспечивать решение задач, функционально реализуемых спецслужбами, общественными институтами и частными охранными предприятиями:
    • информационного освещения политических, экономических, научно-технических и других проблем, затрагивающих интересы российского бизнеса;
    • выявления и пресечения деятельности иностранных фирм и компаний, направленных против отечественного предпринимательства;
    • борьба с коррупцией и организованной преступностью, наносящих отечественному бизнесу моральный и материальный ущерб;
    • защита коммерческой тайны;
    • защита от недобросовестного отношения к выполнению спецслужбами взятых обязательств, направленных на срыв сделок и иных соглашений;
    • защита от дискредитации деятельности фирм и предприятий, ориентированных на цивилизованный путь своего развития в рамках закона и с учетом взятых на себя обязательств по экономическому возрождению России;
    • защита от компрометации и шантажа руководителей и отдельных сотрудников конкурирующих фирм и предприятий с использованием средств массовой информации, слухов, сплетен и т.п.;
    • защита от подкупа сотрудников российских предпринимательских структур, имеющего своей целью сбор информации, саботаж и осуществление экономических диверсий;
    • защита от использования криминальных структур для нейтрализации конкурирующих фирм.
  6. При формировании органов системы безопасности отечественного предпринимательства главными критериями в кадровой работе должны быть высокий, объективно оцениваемый профессионализм, честность и преданность Конституции Российской Федерации, интересам цивилизованного предпринимательства и государства.

Основные направления защиты предпринимательской деятельности

Главным в безопасности бизнеса являются экономические механизмы, а не государственная правоохранительная деятельность.
 
Безопасность коммерческих структур, в первую очередь, должна носить характер самоорганизации. Стратегия, которая основывается на развитии институтов гражданского права, позволит предпринимателям обеспечить себе надежную защиту, как от правонарушений, так и от бюрократического произвола. Только арбитраж, а не административные и другие внесудебные меры могут воссоздать нормальный правопорядок в экономике, вытеснить силу из хозяйственных правоотношений и сделать предпринимательство цивилизованным. Отсюда и возрастание роли адвокатских, юридических и консалтинговых фирм.
 
Вопросы безопасности предпринимательства тесно связаны с коммерческим риском. Поэтому без развития системы страхования и развертывания с участием государства нормальной страховой деятельности в сфере безопасности, направленной на снижение предпринимательских рисков, обойтись невозможно. Это касается и страхования сведений, содержащих коммерческую тайну.
 
Третейские суды, в том числе обладающие международным статусом, акционерные государственные страховые компании, внебюджетные фонды финансовой поддержки правоохранительных мероприятий, частные охранно-детективные фирмы, учебные, консультационные и технические центры, исследовательские структуры в области инвестиционных рисков, редакционно-издательский комплекс - всё это должно работать в единой системе.
 
Возможно для целенаправленной деятельности в данном направлении потребуется создание в субъектах Российской Федерации при исполнительных органах власти своеобразных советов по безопасности предпринимательства.
 
В нормативных актах, регламентирующих деятельность правоохранительных органов и общественных институтов по обеспечению безопасности отечественного предпринимательства, могут содержаться положения о советах по безопасности предпринимательства, о других структурах, обеспечивающих безопасность предпринимательства, о гарантиях от произвола спецслужб, о порядке взаимодействия правоохранительных органов и общественных институтов по обеспечению безопасности предпринимательства.
 
Стоит проблема разработки методологии квалифицированного выявления, учёта, контроля и управления всеми доступными рисками.
 
Нужны систематизированные знания о том, в каком направлении искать высокодоходные сферы деятельности, сколько и как в них вкладывать. Проблемы, с которыми предприниматели не могут справиться, вытекают из существующей хаотично инфраструктуры бизнеса и сводятся к дефициту профессиональных знаний и необходимой деловой информации.
 
Рыночные механизмы информационного обеспечения предпринимательства отсутствуют. Некому помочь качественно произвести поиск партнёра, помочь в сбыте товара, дать рекомендации по составлению соответствующих документов, подсказать механизмы безопасности разворачиваемого вида предпринимательства.
 
Пробиться же в зону комфортного предпринимательства, где информационные услуги недороги и доступны, тем более выйти на международный рынок, вряд ли какому новичку-бизнесмену удастся, даже если он обладает перспективной рыночной идеей.
 
Инвесторам нужны неопровержимые доказательства состоятельности дела, в которое они собираются вложить деньги. Необходимо научить их грамотно подать, выбрать удачную манеру их преподнесения. Финансовые расчёты только тогда будут соответствовать реалиям сегодняшнего дня, когда станут выполняться по соответствующей методике, разработанной специально для просчёта «неприятных неожиданностей».
 
Бизнес продолжает криминализироваться и поэтому, прежде чем связать себя узами партнерства, надо иметь о партнере полную информацию, и не только ту, которую он хочет показать.
 
Главная причина падения предпринимательства, повинная в подавляющем большинстве в провалах бизнеса является низкое качество работы с информацией.
 
В сложившихся условиях основными направлениями защиты предпринимательской деятельности являются следующие.
  1. Совершенствование нормативно-правовой базы в области обеспечения безопасности предпринимательской деятельности.
    1. Государственная политика информационной открытости как условие предупреждения экономических преступлений. Обеспечение условий для всеобщей информационной прозрачности по открытым данным при подготовке федеральной целевой программы - "Электронная Россия в 2002-2010 годах". Перевод документальных массивов информации в электронные и введение их в гражданский оборот в открытом доступе. Подготовка государственной общедоступной базы данных аналитических отчетов по политическому и экономическому положению различных регионов и секторов рынка.
    2. Совершенствование механизма гражданско-правовой ответственности предпринимателей по договорам (анализ практики исполнения решений арбитражных судов, государственные гарантии неотвратимости исполнения судебных решений).
    3. Гарантии юридического равенства субъектов предпринимательской деятельности.
    4. Гарантии равного права доступа субъектов предпринимательской деятельности к материальным, финансовым, трудовым, информационным и природным ресурсам.
    5. Правовая защита интересов субъектов предпринимательской деятельности на внешнем рынке и влияние государства на обеспечение международной конкурентоспособности российских корпораций.
  2. Государственные меры по защите интеллектуальной собственности.
    1. Современный подход к определению объектов интеллектуальной собственности.
    2. Совершенствование единых методик оценки интеллектуальной собственности и сбор статистики по рынку объектов, подлежащих оценке.
    3. Государственная поддержка практики эффективного использования объектов интеллектуальной собственности в деловом обороте.
    4. Государственные меры по защите информации как важнейшего объекта интеллектуальной собственности (проработка единых подходов при подготовке проектов федеральных законов «О праве доступа к информации», «О коммерческой тайне», «О служебной тайне», «О персональных данных»).
    5. Государственная защита объектов национальной интеллектуальной собственности на международном рынке.
    6. Совершенствование патентного дела в России.
    7. Выработка межгосударственных мер противодействия глобальным монополистам в сфере интеллектуальной собственности.
    8. Совершенствование таможенного порядка перемещения объектов интеллектуальной собственности.
  3. Государственные меры по защите предпринимательской деятельности от криминальных воздействий.
    1. Разработка единой государственной методики прогнозирования экономических преступлений, заказных убийств, диверсионных актов. Определение угроз и их носителей.
    2. Совершенствование механизма взаимодействия государства со структурами, инициативно и ответственно решающими вопросы безопасности предпринимательской деятельности.
    3. Государственное противодействие вызовам глобальных криминальных структур. (Упреждающее распространение информации о методах действий преступных группировок на основе анализа оперативной информации и опыта служб безопасности зарубежных партнеров).
  4. Меры по сокращению угроз, связанных с коррупцией государственных чиновников.
    1. Совершенствование действующего законодательства о государственной службе.
    2. Анализ, совершенствование и повсеместное внедрение в практику гласного конкурсного принципа замещения должностей в аппарате государственной власти и управления.
  5. Государственная поддержка программ укрепления деловой репутации авторитетных российских компаний, в том числе выходящих на зарубежные рынки.
    1. Создание благоприятного информационного поля для развития российского бизнеса за рубежом.
    2. Интеграция российских национальных средств массовой информации с международными сетями распространения экономической информации.
    3. Отработка механизмов взаимодействия с национальными средствами массовой информации зарубежных партнеров России. (Решение проблемы необъективности зарубежных средств массовой информации в освещении процессов развития бизнеса в России).
  6. Государственная поддержка предпринимательских рисков в отраслях, связанных с решением задач общенационального значения (поддержка венчурных инвестиций в исследования, обеспечивающие технологические прорывы и организацию современных высокотехнологичных производств; страхование рисков предприятий, производящих уникальную в масштабах мирового рынка продукцию; создание условий для диверсификации производства предприятий оборонной отрасли и пр.).

Позиция ТПП России по вопросам безопасности предпринимательства

Общие направления государственной политики были изложены в Концепции государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации, одобренной на заседании Государственного Совета 19 декабря 2001 г.
 
В свою очередь, ТПП России разработала программу «Первоочередные действия по развитию малого предпринимательства», утвержденную Правлением ТПП России 16 мая 2002 года.
 
Вопросы безопасности предпринимательской деятельности в указанных документах в своей прямой постановке отражения не нашли.
 
В этой связи основной целью проекта должна стать поддержка мероприятий Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в сфере защиты предпринимательской деятельности главным образом малого и среднего бизнеса.
 
Исходя из задач Департамента экономической безопасности ТПП России и Комитета ТПП России по безопасности предпринимательской деятельности к приоритетным ориентирам проекта представляется целесообразным отнести следующие.
  1. Совершенствование нормативных правовых основ регулирования предпринимательства в части повышения эффективности защиты малого и среднего бизнеса.
    1. Анализ действующей нормативной правовой базы, разработка соответствующих проектов нормативных правовых актов о внесении необходимых дополнений и изменений.
    2. Отражение в проекте федерального закона «О торгово-промышленных палата в Российской Федерации» задач и функций, связанных с участием в обеспечении защиты предпринимательской деятельности.
    3. Оптимальным вариантом явилось бы разработка проекта федерального закона о защите предпринимательства как базового специального нормативного правового акта, посвященного данному вопросу.
  2. Информационная безопасность.
  3. Совершенствование взаимодействия с территориальными торгово-промышленными палатами в вопросах безопасности предпринимательской деятельности.
  4. Защита интеллектуальной собственности в организации борьбы с контрафактной и фальсифицированной продукцией.
  5. Совершенствование деятельности негосударственных структур обеспечения безопасности предпринимательской деятельности.
  6. Совершенствование взаимодействия с правоохранительными органами в сфере обеспечения безопасности бизнеса.
  7. Проекты Департамента экономической безопасности ТПП России.
    1. Реестр надежных партнеров. - совершенствование; - выработка системы льгот и преференций для организаций, входящих в Реестр надежных партнеров.
    2. Консультативный пункт по вопросам безопасности предпринимательской деятельности.
    3. Развитие системы кредитных бюро.
    4. Развитие системы подразделений по защите предпринимательской деятельности.
    5. Создание учебного подразделения при ТПП России по подготовке, переподготовке и повышению квалификации персонала в области защиты предпринимательской деятельности.
    6. Совершенствование деятельности АНО РАЭБ. 7.7. Преодоление административных барьеров.
    7. Информационное обеспечение территориальных ТПП о практике обеспечения предпринимательской деятельности.




 Тел.: (3952) 343037
 Факс: (3952) 343037
 E-mail: portal@irbp.ru
Rambler's Top100
  стартовая страница |  малый бизнес иркутска |  новости малого бизнеса |  малый бизнес на территориях |  коммерческая недвижимость |  предприятия малого и среднего бизнеса |  государственный и муниципальный заказ |  государственная поддержка |  библиотека предпринимателя |  защита прав предпринимателей |  форум